Маркетинг

Директор по маркетингу обязанности – личный опыт

Если вы читаете эту статью и интересуетесь какие же у директора по маркетингу обязанности, значит вы очень плотно задумались над тем, чтобы связать свою жизнь с маркетингом. А может быть вы уже работаете в этой сфере и размышляете над ростом.

В любом случае эта статья будет для вас полезна, потому что, во-первых, я поделюсь личным опытом руководства отделом маркетинга. Расскажу плюсы и минусы данной профессии, а также расскажу о требованиях, которые предъявлялись ко мне и которые сейчас предъявляют работодатели к этой должности.

Кроме того, я поделюсь личным опытом, как дорасти до этого самого директора или руководителя по маркетингу в компании.

Содержание статьи:

Зачем нужен Директор по маркетингу и как формируются его обязанности?

Маркетолог – очень нервная и ответственная профессия!

Какая зарплата у Директора по маркетингу и много ли вакансий?

Какие требования к  Директору по маркетингу и что он должен выполнять?

Как дорасти до Директора по маркетингу?

Мой путь к должности Руководителя отдела маркетинга

Зачем нужен Директор по маркетингу и как формируются его обязанности?

В целом, чтобы понимать какие требования предъявляют к директору по маркетингу, нужно очень чётко понимать зачем этот маркетинг вообще в компании нужен.

Однажды я проводил собеседование, как раз на должность Руководителя отдела маркетинга. Я спросил у соискателя, а зачем вообще нужен маркетинг для бизнеса.

Между прочим, этот парень 8 лет работал в компании на аналогичной должности. Но весь этот 8 летний опыт ни капли не помог ответить ему на поставленный вопрос. Парадокс! Руководитель отдела маркетинга Не знает зачем нужен маркетинг. Следуя этой логике можно предположить, что он Не знает зачем он сам нужен компании или другими словами он не понимает какую пользу должен приносить.

Так вот маркетинг нужен всего для трех вещей

— привлечение новых клиентов

— удержание нынешних клиентов

— возвращение ушедших клиентов

Т.е. по сути маркетинг нужен для привлечения клиентов в компанию!

И все обязанности, и мероприятия директора по маркетингу должны быть направлены в первую очередь на это.

Справедливости ради стоит отметить, что во многих вакансиях на директора по маркетингу сваливают почти всё в кучу, включая бухгалтерию. Но это, на самом деле, типичная история для России, когда ты приходишь работать в компанию SMMщиком, а заканчиваешь грузчиком с функцией SMM.

Но, по факту, маркетолог прежде всего должен уметь привлекать клиентов в компанию. А директор по маркетингу, в идеале, должен знать все инструменты привлечения клиентов, коих огромное множество.

Поэтому вырасти в настоящего руководителя, а уж в тем более директора за один год, даже самой интенсивной работы и погружения в профессию с нуля не получится.

Если сейчас вы только начинаете осваивать маркетинг и у вас есть цель стать директором по маркетингу, то знайте — это игра в долгую. Нацеливайтесь на 3 – 5 лет интенсивной работы, которую вам выдержать будет очень сложно если это Не по любви, а по расчёту.

Маркетолог – очень нервная и ответственная профессия

Дело в том, что как мы выяснили выше, вашей первоочередной задачей, как директора по маркетингу, будет привлечение клиентов в компанию.

Вы как люди осознанные, должны понимать, что в бизнес цепочке, это первое звено.

Бизнес цепочка

Вы привлекаете клиентов, затем их обрабатывает отдел продаж, затем они уходят в производство и т.д. Вы представляете какая на вас ответственность!? По сути вы отвечаете за благополучие всей фирмы!

Если Не будет достаточного количества клиентов, то пострадают все. Да просто напросто, бизнес механизм Не запуститься или вообще встанет. Это очень большая ответственность. И это одновременно является и минусом и плюсом.

Минус в том, что вы всегда, круглосуточно будете в «процессе» вы всегда будете в напряжении. От вас зависят продажи, от вас зависит производство и т.д.

Но ответственность содержит и плюсы.

Во-первых, обычно такая работа хорошо вознаграждается

Во-вторых, вы воспитываете в себе стрессоустойчивость и другие лидерские качества.

Сколько платят Директору по маркетингу

В целом, Директорам по маркетингу платят или хорошо, или очень хорошо. Всё больше Российских компаний понимают в том, что маркетинг необходим и поэтому это довольно перспективная профессия.

Самая маленькая зарплата, которую мне удалось найти это 50 000 и это Челябинск.

Самая большая зарплата, которую мне удалось найти это 600 000 рублей и это Москва.

Ниже я покажу требования, озвученные в обоих вакансиях.

Всего по России (на момент поиска) было размещено 114 вакансий на должность Директора по маркетингу, что на самом деле очень мало. Однако не стоит расстраиваться ведь люди, которые составляют вакансии могут называть разными словами одну и туже по сути должность.

Так, например, Директора по маркетингу могут назвать Руководителем отдела маркетинга или даже просто Маркетологом.

Ну тут, как говориться, как бы не называли лишь бы платили хорошо.

Обязанности Директора по маркетингу

Как и обещал давайте рассмотрим, какие требования предъявляются реальными работодателями здесь и сейчас (примерно такие же требования предъявлялись и мне)

Для начала перенесемся в Челябинск и посмотрим на требования рекордсмена по самой низкой зарплате. Напомню этот работодатель предлагает всего 50 000 рублей.

Вакансия Директор по маркетингу_1

Насколько я понял, чтобы претендовать на позицию выше, нужно просто очень хорошо разбираться во всём инструментарии интернет маркетинга. Я понимаю, что в самой вакансии расписан далеко Не весь инструментарий интернет маркетолога, но по смыслу и сути вакансии, можно об этом догадаться.

А теперь давайте посмотрим, есть ли существенные отличия вакансии с ЗП 50 000 от вакансии с ЗП 600 000.

Вашему вниманию, представляю лидера в России. Компанию предлагающие самую большую зарплату за должность Директора по маркетингу.

Давайте оценим задачи.

Вакансия Директор по маркетингу_2

Как ни странно, но по сути, задачи ставятся одни и те же, с небольшим отличием.

Последний пункт вакансии гласит

— Помощь в организации мероприятий

Организация мероприятий, до недавних пор уж точно, была чуть ли не самым лучшим и часто используемым инструментом для привлечения клиентов.

А как мы определили выше, Директор по маркетингу (в идеале) должен знать все инструменты привлечения клиентов, даже если они довольно старые.

Как дорасти до Директора по маркетингу?

Я работал руководителем отдела маркетинга (затем ушёл в свой проект) и поэтому на собственном опыте и на опыте предпринимателей с которыми общался я расскажу вам, какого человека хотят видеть в качестве руководителя и какими компетенциями он должен обладать.

В первую очередь он должен знать, как работают (а в идеале даже уметь пользоваться) максимально возможным количеством маркетинговых инструментов. Чем большим количеством инструментов он реально владеет, тем лучшим Директором он считается и скорее всего по факту и будет.

Директор – это управленец, значит он должен уметь управлять (в хорошем смысле этого слова) людьми. Он должен ставить им правильные задачи и уметь их контролировать. По сути Директор по маркетингу и разрабатывает стратегию — путь, куда идти и что делать. А для того чтобы разработать хорошую стратегию, нужно четко видеть систему в целом.

Разумеется, если речь идёт о директоре, то работодатели хотят видеть в его портфолио успешные кейсы, которые по сути и являются доказательством его компетенций.

Как же овладеть «базовым» набором инструментария директора по маркетингу?
Для этого нужна правильная стратегия рассчитанная на 3 – 5 лет, если стартовать с полного нуля.

Вы должны расписать весь инструментарий, т.е. по сути составить список компетенций Директора по маркетингу и шаг за шагом (причем шаг должен быть очень интенсивный) овладевать ими.

Мой путь к должности Руководителя отдела маркетинга

Свой путь в маркетинге я начинал с полного нуля. В самом начале я решил, что хочу владеть не просто каким-то одним или парочкой отдельных инструментов, я хотел понимать, как создавать системы. А для создания систем, как мы говорили ранее, нужно владеть достаточно большим инструментарием.

Осваивать маркетинг я начал в 2013 году. Справедливости ради, хочу сказать, что до этого я 3 года плотно занимался аналитикой и работал с большими массивами данных. Поэтому, когда я впервые попробовал настроить Яндекс Директ, а там большая часть работы происходит в Эксель (сбор семантики, аналитика данных), я ощутил себя как рыба в воде.

Итак, с 2013 по 2016 год я изучал классические основы маркетинга, позиционирование, отстройку от конкурентов, создание УТП и т.д. Кроме того, я изучал Яндекс Директ и настраивал кампании на фрилансе. Изучал основы SEO и сайтостроения.

После того как я сформировал портфолио из нескольких успешных кейсов я пошёл работать в маркетинговое агентство. Захотелось посмотреть на людей, ну и разумеется себя показать.

В агентстве я проработал до середины 2016 года, за это время я изучил Google Ads и основы построения лендингов, ну и разумеется расширил свои скилы в Яндекс Директе.

Работая в агентстве, я проанализировал множество проектов на предмет что работает, а что нет, я выявил некоторые закономерности успешных проектов. Именно тогда начали зарождаться основные идеи Quick Launch.

Затем, в середине 2016 мне поступило интересное предложение, пойти поработать Директологом в оптовую организацию. Я согласился.

Директологом я работал до 2017. Затем мне предложили взять на себя еще несколько функций (Google Ads, построение лендингов и оформление других материалов компании) и я стал называться Маркетологом

Маркетологом я проработал с 2017 по 2018 год. В это время я плотно изучал таргетированную рекламу в соц. сетях (Vk, Ok, Fb, Инстаграм) и работу с другими рекламными площадками (Авито, Яндекс Маркет, Пульс Цен и т.д.).

Задачи выполнялись, количество клиентов росло, доверие руководства ко мне тоже росло (я думаю прямо пропорционально росту компании) и в конце 2018 года, было решено усилить то что работает хорошо и начать формировать отдел маркетинга, управление которым доверили мне.

С 2018 по 2019 год, я работал Руководителем отдела маркетинга. Теперь в мои задачи (помимо стандартных KPI) входили подбор и обучение персонала, мотивация, выставление планов и задач и т.д. За это время я научился создавать и управлять небольшими командами. Кроме этого я плотно изучил email маркетинг, автоворонки и основы нейромаркетинга.

В 2019 году я решил, что хочу развивать своё дело в сфере консультирования, построения систем и обучения основам маркетинга (всё таки в рамках одной ниши мне стало тесновато), чем занимаюсь и по сей день.

Эпилог

Путь до руководителя у меня занял около 4 лет интенсивной работы (я каждый день был полностью погружен в эту тему и пропускал через себя огромное количество информации).

Для многих 4 года покажутся длительным сроком, но поверьте это время пролетает мгновенно, особенно если профессия вам действительно нравится.

Директор по маркетингу — это интересная и творческая профессия с большим спектром обязанностей, и я уверен, что каждый из вас, при должной настойчивости, сможет выйти на данную позицию, возможно даже раньше, чем я.

Удачи вам на пути, друзья!

Автор: Павел Истомин
Комментарии

Похожие статьи: